Уроки Хиддинка
Отборочный цикл чемпионата Европы еще не завершен, и оценки работе Гуса Хиддинка на посту тренера сборной давать рано. Однако
матч на «Уэмбли», проигранный нашими англичанам со счетом 0:3, невольно заставляет задуматься: куда и как движется наша сборная под руководством голландца? Чем отличается команда Хиддинка от сборных его предшественников? Какова она, сборная России, сегодня?
Нельзя не заметить, что при Хиддинке сборная России значительно прибавила в движении. Футболисты стали быстрее проходить центр поля, из их арсенала практически исчезли поперечные передачи, подчас замедляющие игру. К своим воротам игроки возвращаются также довольно быстро. Сборную России никак не назовешь командой пешеходов. Но у мобильности есть и оборотная сторона. Футболисты отдают игре много сил и быстро устают. В игре с англичанами наши подсели где-то с 60−й минуты — именно в тогда, когда нужно было усилить давление.
Хиддинк, бесспорно, сильный тренер, но и ему свойственно ошибаться. Проигрыш англичанам во многом обусловлен тем, что голландец провел неверные перестановки в стартовом составе. Не оказалось среди одиннадцати Владимира Быстрова — получите хромающий правый фланг. Остался впереди один Сычев — и наша атака потеряла остроту. Невысокому Дмитрию тяжело бороться с такими исполинами, как Терри или Фердинанд. Ему бы Павлюченко в помощь или Погребняка. Хиддинк выпустил Романа, но вместо Сычева, а не в пару к нему. Появление Кержакова было слишком запоздалым. Но голландец способен извлекать уроки из собственных ошибок. Наверняка в ответном матче с англичанами мы увидим
несколько иную игру.
В распоряжении Хиддинка находятся менее сильные футболисты, чем были у его предшественников. Те, кто задавал тон в 90−е годы и в начале нынешнего десятилетия, либо завершили карьеру, либо не в состоянии помочь сборной России. А ведь не старые еще Егор Титов и Алексей Смертин пришлись бы сейчас как нельзя кстати. В игре с хорватами и англичанами наша средняя линия выглядела неважно, ей явно недоставало такого созидателя, как Егор, и такого разрушителя, как Алексей. Хиддинк и его помощники находятся в постоянном поиске игроков, посещают матчи чемпионата страны, стараются быть в курсе дел наших немногочисленных легионеров. Но новобранцы привлекаются в сборную скорее «на вырост». Основная тяжесть борьбы по-преж­нему лежит на испытанных бой­цах — Аршавине, Кержакове, Игнашевиче, Семшове, братьях Березуцких. Из протеже Хиддинка обрел постоянную прописку в сборной только Зырянов.
Проблемы игры в обороне так и не решены. И если хорваты прощали нашим защитникам их огрехи, то англичане не были столь великодушны. Все три мяча, влетевшие в ворота Малафеева, были совершенно не­обязательными. Там недосмотрели, там не удержали, там не догнали. Но других защитников у нас нет и в ближайшее время не предвидится. Поэтому приходится довольствоваться теми игроками, что есть, и тщательнее отрабатывать игру в обороне. Россия, увы, не Бразилия — забить, сколько захочет, пока не в состоянии.
Хиддинку удалось раскрепостить команду, сделать ее психологически более устойчивой. Если раньше россияне могли позволить себе быть расточительными в играх с командами, уступающими в классе, то теперь сборная России уверенно берет «свои» очки. Но в матчах с равными или более солидными противниками уверенность уходит. Наша команда довольно
робко вела себя в Загребе и в Лондоне частенько прижималась к своим воротам. Слабый может победить сильного, но робкий смелого — никогда.